Название «Мертвые души» всегда сочиняет диверсионность; оно, по формальности, может быть оксюмороном, иронией, гиперболой или синекдохой. Однако, в целях выяснения истинной смысловой нагрузки этого названия, необходимо более глубокое погружение в произведение самого Гоголя и его художественную концепцию.
Давайте начнем с того, что оксюморон – это фигура речи, которая сочетает в себе два противоположных понятия или понятия, которые вроде бы не должны существовать вместе. Взглянем на название «Мертвые души» с этой точки зрения: «мертвые» и «души» – два противоположных понятия, первое относится к отсутствию жизни, а второе – к олицетворению жизни. Это противоречие может быть вызвано тем, что обращение к «мертвым душам» – это взгляд на людей как на мертвецов, как на оболочки, лишенные внутреннего содержания. Такая оксюморонная диалектика создает необходимую атмосферу непонятности и таинственности, характерную для книги.
Пользователь технической письменности Даль поясняет понятные иллюстрации «противоположностей» и «натяжек» и приводит нам взаимоотношения душ и их «финансовой» жизни, становление экономического капитализма и денежных отношений аллегориями «мертвых» и особенных душ. Именно в том состоянии, когда души в теле еще живы, они оказываются «мертвыми» в отношении своей самобытности, своего достоинства и семидесятилетняя история, о которой идет речь, показывает, что управлять государством не столь важно, сколько уметь управлять самим собой (как главный герой Плюшкин), а также разобраться в многообразии исторически сложившихся социально-экономических связей, право и справедливость.
Также можно рассмотреть название «Мертвые души» как иронию. Ирония предполагает некое противоречие между выраженным и скрытым смысловым значением. В данном случае, название «Мертвые души» может быть ироническим, так как олицетворяет обман и лицемерие, скрытые за внешней оболочкой. Ироническое название «Мертвые души» позволяет Гоголю выразить свое отношение к нравственной деградации общества и самообману героев произведения.
Гипербола – это усиление выражения, преувеличение, надувание объекта описания. Посмотрим, можно ли связать название «Мертвые души» с гиперболой. Возможно, в данном случае оно используется в виде гиперболы, поскольку полное отсутствие «жизненности» и реально существующих душ выглядит необыкновенно усиленным и преувеличенным. Этот прием превращает формальное название в поэтическое выражение, которое подчеркивает глубокий смысл романа и его метафорическую значимость.
Наконец, можно рассматривать название «Мертвые души» как синекдоху. Синекдоха – это фигура речи, которая заменяет целое понятие его частью. В случае с «Мертвыми душами», можно сказать, что часть – это «души», которые заменяют целое – «люди». Гоголь показывает, что в данном случае, а также других случаях в романе, люди рассматриваются и воспринимаются только как души, как факты, которые можно купить и продать по цене. Таким образом, Гоголь подчеркивает безличный и бессмысленный характер общества, где люди рассматриваются только как бездушные объекты, а не как индивидуальности, имеющие свои недостатки и достоинства.
Суммируя вышесказанное, можно сказать, что название «Мертвые души» представляет собой множество речевых фигур и имеет многочисленные смыслы и оттенки. Возможно, Гоголь использовал все эти приемы одновременно, чтобы создать особую атмосферу и передать глубину своих идей и мыслей. Но главное, что можно сказать, название «Мертвые души» отражает духовный упадок и безличность общества, где люди есть только живые трупы, лишенные души и смысла жизни. Это название обращает наше внимание на фундаментальные проблемы российского общества 19 века и является неотъемлемой частью импортной литературной классики.