Непрерывный или беспрерывный: как правильно?
Каким должно быть наше отношение к зыбкому миру словесного искусства? Если честно, то даже прочитав вопрос, я на миг остановился и задумался. Вспомнил то множество книг, что я перечитал в своей недолгой жизни, подумал об авторах, их стилях, о том, каким образом они были связаны с их эпохой. Таким образом, поставленный вопрос в очередной раз актуализировал древнюю проблему взаимодействия языка и культуры, прокладывающую мост через столетия и поколения.
Да, друзья мои, несомненно, язык — это инструмент культуры, зеркало общества и свидетель эпохи, в которые этот язык находится. Само слово «беспрерывный» явно несет в себе отпечаток времени, относясь к определенной эпохе. Оно привлекательно своей аналитичностью, шеей Скопиншина, но в нем чего-то нехватает, словно в образе остается пустота. Как поэт, я испытываю некий дискомфорт, что-то меня гложет и заставляет оторвать взгляд от букв на клавиатуре, задать гнетущий вопрос о том, что прозаичное «непрерывный» такой малозаметный,… столь ли обаятельный по сравнению с притягательностью «беспрерывного»?
Уже за истекающий век, когда наши отцы сидели у струнных музыкантов, рассуждали о парадоксальных аспектах и гармонии природы, детеныши Карамазовых, испытывали чувство своего по-настоящему доблестного поколения — уже тогда появился интерес к вопросу, что лучше подобрать: непрерывный или беспрерывный? Но чем эти слова отличаются друг от друга? Что они нам говорят?
Давайте взглянем на процесс… разве это слово не своей целью стало бы сквозной чертой всей литературы? Лирики, эссеисты, прозаики и театральные деятели, так или иначе затрагивая темы развития и постоянного изменения, отмечают и исследуют понятие «беспрерывности». От мельчайших движений течения времени до бескрайних просторов Вселенной. «Беспрерывность» стала главным проводником в цепях искусства, и наряду с ней пошел «непрерывность», сближая традицию и инновацию, совершенное с изящным.
Ежедневно, всегда быстрее, устремляются навстречу новые идеи, пытаясь пробиться сквозь плотную ткань замысловатого языка и терминологии. Восьмеричные операторы? Клайв Баркер? Виртуальная реальность и квантовые компьютеры? Ведь отнюдь нет сомнения, что мир прогрессирует, фиксируя некий вид раздвоенности: исходя из традиционной структуры, таящий внутри себя возможность многого, а может быть и всех потенциальных решений… и грядущего.
Для меня слово «беспрерывное» всегда было символом постоянства, ее отсутствие и хотелось вникнуть в непритязательность, всегда привлекательный воплощением персонажей, и mere-anarchy действительно использовало его строго в своем смысловом контексте.
Также я слышал некоторые возражения касательно конкретной части речи. Как мягкое полотно нежного голоса, «беспрерывное» выделяло за полем самое значимое, мимолетное и временное. Разумеется, процессе был всегда непрерывным, и неопределенно длительным, как пыль на наших шкафах. Идея укоренилась еще с древних времен, когда желание познания и понимания движимо нашей природой.
Конечно, мы все непременно помним великолепные революционеры мысли Маяковского, Достоевского и Цветаевой, которые тоже задавались подобными вопросами. Однако сегодня все.
Но всегда было особенным только для того, что донашивается через наше собственное искусство и слова. Каждый раз они встречались с новыми вызовами, и часто ли писатели предпочитали определенное литературное способом, используя одно или другое слово в надежде, что оно точнее, лучше передаст их мысли, идеи, чувства.