«Ничто не истинно и все дозволено?» – эта фраза, которую можно причислить к основным девизам философии и идеологии «безумного» XX века, родилась на страницах произведений фикционалиста Федора Достоевского и стала вехой в истории мысли. Впервые она была изложена в романе «Братья Карамазовы», где один из главных героев, Иван Карамазов, через свой диалог с братом, духовным отцом Алесей, излагает свою философию жизни. Это фраза символизирует свободу и абсолютную неограниченность воли.
Фраза сама по себе, кажется, противоречива и глубокомысленна. На первый взгляд, «ничто не истинно и все дозволено» вызывает страх и неуверенность, однако, если рассмотреть ее в контексте творческой мысли, она может иметь и другое значение. Действительно, если взять эту фразу буквально, то она ставит под сомнение все основы нашего понимания реальности. Если ничто не истинно, то значит отсутствует абсолютный, объективный истины, и все, что мы видим и ощущаем, является лишь отражением наших субъективных восприятий, в частности, наших представлений о морали и этике. Все дозволено же означает, что отсутствуют ограничения, любые ограничения накладываются на нас внешними обстоятельствами или нашими внутренними убеждениями. Таким образом, каждый человек имеет полную свободу действий и выбора. Более того, отсутствие истины и необходимость ставить и воспринимать какое-либо ограничение вместо этого позволяет нам освободиться от проблем и конфликтов, которые могут возникнуть в связи с нашими представлениями и убеждениями.
Однако в романе «Братья Карамазовы» автор предлагает иной взгляд на эту фразу. Иван Карамазов, произнося эту фразу, в действительности вызывает ужас и отрицание отца, который прекрасно понимает подмену ценностей и потерю веры. Взглянем на это глубже. По мнению Ивана, если нет абсолютной истины и все дозволено, то какие моральные, этические, духовные или юридические нормы могут быть гарантом безопасности, справедливости и благополучия общества? Если не существует ничего, что ограничивает нашу свободу, то на что мы можем положиться, чтобы построить адекватные отношения и руководствоваться в своих действиях? История показывает нам, что действительностью является как раз то, что «истиной» может стать все, что подтверждают политический пропагандист, либерал, хиппи и т.д. каждое время формирует свой набор истин и с течением времени многие из них становятся не актуальными или даже вредными. Поэтому, казалось бы, логичным становится вывод, что «все дозволено» приводит к полному хаосу и анархии. В этом парадоксе состарилась причина, почему фраза из романа Федора Достоевского стала настоящим культурным мемом и символом XX века. Интерпретации этой фразы можно найти в самых различных интеллектуальных и художественных произведениях последних столетий, она стала точкой отсчёта для многих умных людей.
Я не из числа тех, кто склонен отвергать любые нравственные нормы, предписания веры, традиции и прочую систему ценностей. Человек с такими принципами не сможет существовать в обществе, где царит закон. Каждая шутка начинается с иронии. Как важно соблюдать правила общения в сообществе людей, также важно это делать и в культурном обществе. В 20 веке нравственность начала основываться на иной философии- не на религиозных принципах и нормах, а на Кантовской философией, где понятие долга является предельно важным. Однако, жить согласно только правилам, даже таким настоящим, невозможно из-за обилия правил нашей, светской, обыденной жизни. Печально, но философия ХХ века носила прямо противоположный характер: она отрицала не только религиозные нормы и ценности, но и в принципе любые нормы и ценности. Возможно, что некоторое время, может быть за счет предварительно установленного набора разумных правил общественного пользования, которые все вариативно приспосабливают, каждый по которому обязан себя регулировать, вместо всеобщего и официального закона, но это лишняя головня и одна из тревог, почему в итоге люди приходят к тому, что «все дозволено и ничего не определено, или же оттолкнутся от другой парадоксальной мысли, что «никто» не может быть большим и все могут быть «как» нежелательными.
Сторонники «ничто не истинно и все дозволено» утверждают, что все моральные, этические и социальные нормы и ограничения являются производными от наших субъективных взглядов и убеждений, а значит, не имеют объективной основы и теряют свою значимость. Они отрицают существование абсолютной истины и абсолютного морального закона, а также считают, что каждый человек вправе сам определить свои ценности и выбрать свой путь в жизни. Они поддерживают идею полной свободы и абсолютной неограниченности воли и утверждают, что этот принцип может быть носителем мира и гарантом гармоничного существования общества.
С другой стороны, есть и противники «ничто не истинно и все дозволено». Они утверждают, что отсутствие истины и необходимости ограничений ведет к безчеловечности и разрушению ценностей. Они считают, что существуют абсолютные моральные и этические нормы, которые определяют границы нашей свободы и могут быть основой для построения справедливого и благополучного общества. Они считают, что без таких норм и ограничений мир погрузится в хаос и беззаконие.
В конечном счете, ответ на вопрос «Ничто не истинно и все дозволено?» зависит от нашего взгляда на мир и нас самих. Мы можем выбрать, верить в абсолютную истину и моральные нормы, или отвергнуть их и свободно выбирать свой путь. В конечном счете, это вопрос личной философии и жизненной позиции каждого из нас. Однако, независимо от того, какую позицию мы займем, важно помнить о том, что наш выбор несет ответственность за последствия наших действий и влияет на жизнь других людей. Если все дозволено, то эта фраза может вести к безответственности и безразличию к другим, а если ничто не истинно, то мы можем потерять веру в смысл жизни и утонуть в безымянности. В итоге, каждый из нас должен сам выбрать, какую философию жизни принять и как следовать ей.