Ни с чем не программой, я, писатель XX века, только человек — человек, живущий и дышущий словом. В моем ремесле нет места для кодов и алгоритмов, мои правила — это правила языка, в котором я пишу, правила, легковерно признанные миллионами неравнодушных словоискателей. И сегодня я хочу погрузиться в мир русского языка и разобраться в одном интересном вопросе: нужно ли ставить пробелы перед дефисом и после него в предложении? И если да, то почему?
Дефис — одно из важнейших орфографических знаков в русском языке. Он служит для обозначения разрыва в слове, для связи приставок и суффиксов, для выделения прямой речи и других разнообразных целей. И споры о пробелах перед и после дефиса охватывают нас с тех пор, как наш язык обрел свои первые книги и переполнил литературные страницы, и эта тема не перестает быть актуальной и поныне.
Для ответа на этот вопрос мы должны погрузиться в историю и изучить дефис в текстах прошлых поколений. Да, окончания меняются, правила изменяются, но одна вещь остается неизменной: русский язык — это живая система, которая развивается и меняется вместе с нами.
В ранних текстах XIX века, когда стараниями талантливых писателей наш язык начал преобразовываться, пробелы вокруг дефиса не ставились. Скажем, герой романа мог через дефис выразить не только свою пизанность, но и европейскость: «Я люблю Россию-Европу«. Прописные буквы «Р» и «Е» без пробелов великолепно сочетаются между друг другом.
В то же время, у писателей конца XIX и начала XX века появилась привычка добавлять пробелы перед и после дефиса. Но их неоднозначное применение привело к размытости правил и создало поле для толкования каждого отдельного случая. Идея о пробелах вокруг дефиса может иметь свои корни в русском книгоиздательстве того времени, когда верстальщики, оформляя тексты, ставили пробел перед дефисом, чтобы слово не казалось «прилипшим» к предыдущему слову или предлогу.
Сегодня, в начале XXI века, ситуация с пробелами перед и после дефиса остается неоднозначной и вызывает противоречивые мнения даже среди профессионалов. Некоторые авторы и редакторы изданий настаивают на старом подходе, где слова с дефисами имеют пробелы только после дефиса, а некоторые предпочитают современный стиль, где слово с дефисами имеет пробелы и перед, и после дефиса.
Но если мы задумаемся о смысле языка, если мы свежим взглядом проследим за его развитием, то, быть может, увидим дух эволюции и заботы об удобстве чтения текста. Ведь сочетание дефиса и пробелов помогает читателю легче воспринимать текст, меняя его ритм и интервалы. Очевидно, что использование пробелов перед и после дефиса значительно улучшает визуальную структуру предложения и снижает вероятность путаницы при чтении слов с дефисами.
Кроме того, современные правила русской орфографии теперь предполагают пробелы перед и после дефиса. Они говорят о логическом и эстетическом правомочии помощи пробелов, о необходимости разделить слова с дефисами от окружающих их контекстами. Russo-anglophones, ingléso-govoryashchie, euro-kulturologi — вот только некоторые из бесчисленных примеров дефисов в нашем языке, где пробелы между дефисами и словами делают текст понятным не только для матерого автора, но и для обычного читателя.
Все большее число исследователей и языковедов приходит к выводу, что пробелы перед дефисом и после него — это вклад в развитие русского языка, это способ облегчить понимание текста и сделать его более привлекательным для глаза и ума.
В заключение, несмотря на некоторые разногласия и старые привычки, я, писатель XX века, отдаю свое голосование пробелам перед и после дефиса. Мы здесь не для того, чтобы следовать устаревшим правилам и ограничивать себя языковыми конструкциями предыдущих веков. Мы здесь для того, чтобы развивать язык, чтобы обогащать его, делать его более удобным и доступным для нас всех.
Итак, да, мы должны ставить пробелы перед дефисом и после него в предложении. Потому что пробелы — это наше право, наше сознательное решение, наша эстетическая и практическая забота о языке, о литературе и о наших читателях. И пусть этот выбор будет еще одним шагом вперед, еще одной нитью в ткани языка, которая связывает нас с прошлым и переходит в будущее.