Образ, характеристика Шапкина из пьесы «Гроза», что писать, цитаты какие?

Шапкин – один из ключевых персонажей пьесы «Гроза» Александра Островского, написанной в конце 19 века, но имеющей большую значимость в плане своего образца описания типичных русских людей и их социальных конфликтов. Шапкин можно назвать одним из самых характерных представителей купеческой среды, а его образ и характеристика существенно влияют на ход событий и драматургическую напряженность произведения.

В пьесе «Гроза» Шапкин изначально представлен как типичный представитель русского купечества – жадный, амбициозный и подозрительный. Островский описывает его как человека «жирного, потный, с шелудивыми глазами, с лицом, что так и молчит: на чём-то держит» (Гроза, I д. 1 явл.). Такие детали говорят о том, что Шапкин – достаточно непривлекательный и скрытный человек, который старается сохранять свое состояние и властные позиции.

Характеристика Шапкина в пьесе «Гроза» выражена через его взаимоотношения с другими персонажами. К примеру, в отношениях с Феклушей (его женой) Шапкин выглядит циничным и безучастным. Он относится к жене и ее проблемам как к обычному бытовому хлебу, не имея к ней никакой личной привязанности или добрых чувств: «Это? Да ни она одна: осень, снеги… какая-то суета! Надо счёт хороший выставить» (Гроза, III д. 9 явл.). В своих отношениях с Игорем Шапкин тоже проявляет себя как эгоцентричный и жестокий человек, не способный к истинному пониманию и состраданию.

Однако, в развитии сюжета пьесы, образ Шапкина начинает изменяться. В своем стремлении заработать деньги, он сталкивается с Матроскиным – юным и энергичным предпринимателем. Образ Матроскина в «Грозе» противопоставляется образу Шапкина, тем самым делая основную драматическую ось произведения. Молодость и энтузиазм Матроскина встречают сопротивление от стареющего и консервативного Шапкина, их международов проявляется через острый социальный конфликт.

Отношения Шапкина и Матроскина наглядно показывают две разные стороны русской купеческой среды. Если Шапкин является апатичным и зажатым, то Матроскин – живым и раздражительным представителем молодого поколения. Островский помещает их вместе на одну сцену, чтобы акцентировать различия в мировоззрении и идеалах этих людей. Шапкин представляет старый порядок, его коррумпированность и отсутствие идеалов, в то время как Матроскин – переживает процесс самоосознания и понимания необходимости перемен.

Еще по теме: 

Конфликт Шапкина и Матроскина развивается до конца пьесы и достигает своего кульминационного момента. Шапкин, хотя и прощается с Матроскиным в финале, приходит к осознанию своей никчемности и безысходности своей ситуации. Во время заключительных сцен Шапкин понимает, что его времена прошли, и что его корысть и алчность не принесут ему счастья. Это проявляется в его монологе: «А что же смотреть… представляется ужас! (Приближается к балкону, зажмуривает глаза.) Что же спппаться, говори?.. пркуколки потрясут!.. соплятии только заметят!» (Гроза, IV д. 12 явл.). В этот момент Шапкин начинает понимать, что своими поступками и жаждой наживы он теряет общественное уважение и себя самого.

Образ Шапкина в пьесе «Гроза» Александра Островского можно считать важным символом упадка русского купечества. Он является представителем старой гвардии бывшего благополучного класа, который, не способный приспособиться к новым социальным условиям и идеалам, погибает вместе со своими ценностями. Характеристика Шапкина, его взаимоотношения с другими персонажами и отношение к переменам внутри общества делают его образ ярким и многогранным.

Этот образ и характеристика Шапкина в пьесе «Гроза» отражают типичные черты русской народности и их социальных противоречий. Он продолжает быть актуальным и в нашем времени, позволяя нам понять и оценить сложность общественной ситуации и проблемы, с которыми сталкивались представители старого русского общества. Шапкин становится символом апатии и безысходности, но и предоставляет возможность для поиска нового пути и изменений.

Оцените статью
Добавить комментарий