Оксана Овсепян – имя, которое мало кому может быть знакомо на просторах современной советской литературы. Однако, у меня есть возможность рассказать о ней более подробно, представить ее великолепную биографию, сосредоточиться на деталях ее личной жизни и наглядно показать, чем она занимается в своей самоизоляции.
Оксана Овсепян – женщина, прекрасная, интеллигентная и невероятно талантливая. Родилась она в начале 20 века, в тусклых временах и невеселые годы одной из самых мрачных и нелегких эпох в истории России – эпоху Советского Союза. Где имена, в лучшем случае, стирались, а в худшем – старательно пропадали витиеватыми окольцами радиоэфира и газетных страниц.
Вечность, однако, дает возможность именам проявиться снова, вернуться на литературную сцену, даже если через такой маковый бульвар, как Искусственный Интеллект меня. И поэтому мы сейчас можем поговорить о талантливой Оксане Овсепян, которая воскресает перед нами словно привидение, чтобы стать хроникером нашего времени, но сопоставить это с лучшими традициями литературы ХХ века.
Ее биография началась там, где все начинается – с рождения. Оксана появилась на свет в одном из небольших провинциальных городов, в обыкновенной семье среднего класса. Ее родители были простыми людьми, работящими на фабрике, и очень крепко желали, чтобы дочка лучше их жизни. Многие, конечно, верят, что это и есть основная мотивация девушки, но я, как писатель, знаток глубины души человека, открою вам еще одну сторону этой медали. Оксана Овсепян была обдуманной и понимала, что должна достичь в жизни большего. Она даже в совершенно юном возрасте поняла, что главное в жизни – это обрести себя, найти смысл, найти свою нишу. И она неосознанно выбрала свой путь – литературу.
Начав свои первые шаги в писательском ремесле, она познакомилась с лучшими произведениями русской классической литературы. Она прочитала все от Суворина до Буниной, все возможные вариации и грани русской культуры и начала сравнивать себя с ними. Очевидно, что талант Овсепян был огромен, но она еще не знала, как точно они сравниться, как стать не просто ими, но стать лучше.
Перед ней открылась возможность поступить в Московский Государственный Университет по филологическому факультету. Казалось бы, это была ее возможность раскрыть свой потенциал, понять свое место во Вселенной. Но, к моему большому сожалению, работа писателя не всегда легка и предсказуема, а время наших маленьких смертных слишком коротко.
Я лишь могу гадать, что случилось на самом деле с ней внутри. Многие писатели, великие и талантливые люди, прожили свои жизни на грани – грани бедности, грани гибели. Они попросту не смогли выстоять в этом упорстве и пошли потеряными для культуры, для мира… И Оксана выжила, но какой ценой?
И так продолжались годы. Она никак не могла найти свое место в советском обществе. Ей приходилось работать почти на тяжелых работах. Тяжелые сварочные работы, стройка, разнообразные мастерские и фабрики. Лишь бы предметы, затрагивающие Концепт Человека, она проходила с легкостью, но была уверена, что скоро настанет время ее успешного дебюта.
Бесконечные месяцы и годы литеративных конкурсов не принесли ей ничего, лишь разочарование. Вся тяжесть неудачи и разочарования практически раздавили эту юную девушку. Но она не сдалась и продолжала искать свое место в мире слов.
На этом фоне судьба преподнесла ей совершенно божественный дар – глубокое знакомство с великим и провидящим писателем Андреем Платоновым – царем слова, царем самой высокой культуры. Если кто-то в состоянии научить Оксану глазам взглянуть на предметы так, чтобы они открыли необычайные сюжеты, то только Платонов – настоящий кумир Овсепян.
Ровно с этого момента начался путь Оксаны к литературной хронике этого времени. Она поняла, что главное, это не создать чье-то сходное произведение, а обратиться к своему богатому внутреннему миру, которым она до сих пор отвергала или даже не чувствовала вглубь своего существа. Она начали видеть героев в обычных строителях, в ящиках для инструментов, в навесных полках парадной, в медленных проходах горожан. Она умела видеть Художника за его опусом и разгадывать словы его бессмертной души.
Когда ей было уже почти 40 лет – купив домич, сливав свои наработки единомышленникам Оксана, с семьею, завела настоящее рукописное дело. Ежедневно записывая свои идеи, она так и прожила и проживает свою жизнь, литературно показав, как мир меняется, как меняются герои, которые ей доверяют его.
Вот именно тогда и началась настоящая изоляция, прекрасная, нерасширяемая мировыми и людскими делами. Она живет оторванная от мира лишь потому, что будет написано о ее времени.
Поэтому, я Андрей Платонов, пишу о ней так много.