Мечты Базарова, циничного студента-нигилиста, неизбежно разбивались об жестокую реальность общества. Его глубокую неприязнь к старым порядкам, консервативным ценностям и фальшивому обществу нельзя признать неразумной и бессмысленной — ведь и в то время, и ныне существуют многие недостатки, противоречия и лицемерие общества. Однако, нигилист Базаров несмотря на свою уверенность в своей правоте, не был ни политическим лидером, ни общественным реформатором. Его мечты были связаны с научными исследованиями и практическими открытиями, которые он видел как путь к прогрессу, к познанию истины, к облегчению жизни людей.
Сам Базаров и его спутник Аркадий, оптимистичный и наивный, предстают перед читателем как два героя, которые насмотрелись на всех недостатков общества и желают изменения. Они наделяют Россию социальным прогрессом, отменой феодальных отношений, борьбой против нищеты и неравенства. Однако, их мечты быстро разбиваются о жестокую реальность: Базаров ставки реализации своих идеалов увязывает с его самим образом жизни, которого он продолжает пить, танцевать и гулять внизу. Его научная деятельность, связанная с системой, ограничивает его свободу и независимость. Старые порядки, консервативный уклад жизни и законодательство не оставляют никакого шанса Базарову и его мечтам о полной свободе и самореализации.
Тургенев, показывая конфликты и противоречия в обществе в лице Базарова, демонстрирует слабости и недостатки нигилистической философии. Мечта Базарова о полной свободе и самореализации не принесла ему счастья и удовлетворения. Он всегда оставался в поисках, никогда не находя удовлетворения. Его страсть к науке, его стремление к познанию истины, его потребность в независимости и свободе стояли между ним и полной реализацией своей мечты. Базаров видел противоречие между своим разумом, стремящимся к научному познанию и логической верности, и своими чувствами и эмоциями, от проституок до красивой независимой женщины. Он боролся с тягой своих эмоций, раздираемый между двуственностью своей натуры.
Базаров, находился перед выбором, и его выбор в конечном счете привел его к его гибли. Когда он пытался сбежать от общества, он был привязан к своим страстям, к своему прошлому, к своим эмоциям. В конечном итоге, его мечта о самореализации оказалась бесполезной, потому что он не мог полностью отказаться от своей натуры, от своих эмоций и от своих чувств.
Мечта Базарова не только разбила его самого, но также и его родителей. Они надеялись, что их сын станет большим и выдающимся человеком, они верили в его способности и таланты. Они никогда не прекращали поддерживать его, даже когда он был маленьким мальчиком, они всегда ставили его интересы выше своих собственных. Они верили в его мечты о прогрессе, о новом обществе, каким-то образом они все понимали, но и для них стали понятны его пределы. Они были разочарованы, когда поняли, что их сын их прогресс не принесет. Они были горды его достижениями в науке, его мечтах и его успешной карьере, но и они сломаны и разрушены его выбором жизни.
Таким образом, мечта Базарова оказалась недостижимой. Он провалился и разбился об жестокую реальность общества, которое никогда не смогло понять его идеалы и принять его в качестве их, а не своего врага. Его нелегкий выбор жизни и нежелание отказаться от своих эмоций и чувств сделало его зависимым от общества и его порядков. Он был вынужден жить в двух мирах, в двух разных реальностях, и никогда не получал удовлетворения от своих мечт.
Тем не менее, мечта Базарова не была бездарной, она оставила глубокий след в сердцах его друзей и в его собственном сердце. Его разочарование в обществе стало сильной мотивацией для его научных исследований и практического творчества, которые в конечном итоге привели к серьезным научным открытиям. Его разочарование в обществе также вдохновило его друзей и особенно Аркадия к прогрессу и к социальной реформе. Если бы не эти мечты Базарова, его вера в будущее, а может и сама его мечта о прогрессе и научных открытиях, Россия могла остаться на месте и так и не достичь подлинного прогресса и просвещения.
Мечта Базарова была осуждена на неудачу не только потому, что Россия того времени не была готова к таким радикальным изменениям, но и потому что Базаров сам, с его нигилистической философией и его стремлением к полной свободе и независимости, не мог увязать свою мечту с реальностью. Его изоляция от общества, его зависимость от эмоций и его нежелание отказаться от своей натуры сделали невозможной его полную самореализацию и путь к прогрессу и просвещению. Его мечты разбились о жесткую реальность общества, и это стало главной темой романа «Отцы и дети».