Авторы называют Эллочку людоедкой в романе «Двенадцать стульев» по нескольким причинам, которые обусловлены историческим и социальным контекстом, в котором происходит события сюжета, а также с помощью определенной художественной манеры и образности.
Роман «Двенадцать стульев», написанный в 1928 году Ильфом и Петровым, является не только великолепным произведением смешной и остроумной литературы, но прежде всего — это широкая социальная комедия. Канва сюжета выполнена на фоне периода российской истории, когда страна переживала острую социальную и политическую трансформацию — период буржуазно-пролетарской революции и НЭПа. В условиях острой потребности и общей депрессии многие люди оказывались вынуждены прибегать к экстремальным мерам, чтобы выжить.
Одним из важнейших персонажей романа является красавица Элиза (Эллочка) Петровна Барбская, которая имеет необычное хобби — она ест людей. И, что самое удивительное, она делает это с легкостью и безо всяких моральных угрызений совести. Сразу после того, как она съедает свою первую жертву, она даже предлагает главному герою, Остапу Бендеру, продукт своего голода. Это ужасающее противоречие — привлекательная женщина, которая мечтает о том, чтобы съесть человека — вызывает удивление и ступор у читателя.
Однако авторы называют Эллочку людоедкой не только из-за ее особенного вкуса, но и как символ социальной и моральной деградации общества того времени. Эллочка Петровна является продуктом бесправия и безысходности, в которых оказались многие люди после революции. Она живет в нищете, в постоянном поиске пищи. Все эти обстоятельства и трудности существования заставляют ее идти на крайние меры — она становится людоедкой. Таким образом, авторы показывают, что в условиях социального и политического кризиса, который приводит к деградации ценностей и морали общества, люди вынуждены делать отчаянные и жестокие вещи, чтобы выжить.
Кроме того, наименование «людоедка» дает возможность авторам использовать каждую сцену поедания людей как практически физическое представление поглощения хороших качеств в русском обществе той эпохи. Авторы хотят показать, что социальная деградация затронула не только индивидуумов, но и общество в целом.
В романе с помощью этих шокирующих сцен авторы описывают ироничные и сатирические элементы советской реальности того времени. Таким образом, Москва, которую авторы описывают через глаза героев, становится декорацией для выявления всего спектра зловония, что ужасно и смешно одновременно.
Можно также заметить, что роман «Двенадцать стульев» является плодом творческого гения Ильфа и Петрова, которые смогли создать образ Эллочки таким ироничным и противоречивым. Она воплощает дух времени и становится символом голода и безнадежности, которые токсично воздействуют на человека. Кроме того, авторы создают иллюзию того, что та же Эллочка, хотя и является жуткой и жестокой, все же притягательна и сексуально озабочена, что придает ей полную ложную привлекательность.
Таким образом, Эллочка Петровна Барбская, называясь людоедкой, выступает в романе «Двенадцать стульев» важным сатирическим символом социальной деградации и безысходности советского общества той эпохи. Используя образ Еllочки, авторы воссоздают своеобразное зеркало, в котором отражаются ценности и нравы того времени. Этот образ создает эффект удивления и шока, но вместе с тем позволяет проследить глубокий смысл в творчестве Ильфа и Петрова.