Безвременье — это состояние, при котором время оказывается застывшим, останавливается или теряет свой обычный течение. Это понятие было введено в русскую литературу конца XIX — начала XX века и прочно зафиксировалось как один из ключевых мотивов мироощущения молодых авангардистских писателей. В понятие безвременья заключены трагические искания, отчаяние поиска новых смыслов и потеря ориентиров в мире, охваченном прогрессом и кризисом ценностей, и даже некая тоска по потерянному прошлому.
Одним из первых, кто ввел понятие безвременья в литературное обиход, был Андрей Белый. В своем знаменитом романе «Петербург» писатель показал, как воображаемый герой — Аполлон Аполлонович Андреев — погружается в пучину безвременья, оказывается в пространстве, где материя и время перестают существовать, и где душа простерла свои крылья. Безвременье — это ощущение внутренней свободы, особого состояния, когда человек перестает слепо следовать принципам общества и логике повседневной жизни. Это и есть любимое состояние романтиков — состояние вдохновения, когда внутренний мир становится гораздо богаче и интереснее внешнего.
Однако безвременье — это не только состояние вдохновения, но и потеря ориентиров, утрата связи с реальностью. В «Петербурге» Белый прекрасно показал, как безвременье становится очагом маниакальной активности, как человек погружается в свои фантазии и неспособен найти выход из этого замкнутого круга. Здесь безвременье превращается в бешеный вихрь, человек оказывается в безвыходном положении, в сумасшедшем хороводе времен и событий.
Один из заметных писателей, работавших с мотивом безвременья, был Владимир Набоков. В своих романах «Дар» и «Бледное пламя» Набоков создает образы героев, которые живут вне времени и пространства, утратили связь с реальностью и окунулись в сферу фантазий. Герои Набокова, такие как Чародей и Адель, ищут выход из этого состояния, но оказываются запутанными в сетях собственных иллюзий и окончательно «застрявшими» в безвременье.
Главным пунктом назначения безвременья в русской литературе стала Москва. Столица России стала эпицентром культурных, социальных и политических потрясений в начале ХХ века. Именно здесь молодые писатели и поэты — символисты, футуристы и другие — искали выход из кризиса ценностей и утраты смысла бытия. Москва как город становится метафорой безвременья, в котором герои мечтают о прекрасном и идеальном мире, но не могут найти его в реальности.
Таким образом, безвременье — это состояние, когда человек оказывается вне времени и пространства, лишен ориентиров и теряет связь с реальностью. Это состояние может быть и вдохновляющим и пугающим, приводящим к безысходности и отчаянию. Безвременье было одним из центральных мотивов русской литературы начала ХХ века и являлось отражением кризиса ценностей, связанного с потерей смысла жизни. Оно позволяло писателям выразить свои мировоззренческие искания и мечты о лучшем мире. Безвременье может находиться в разных местах, но в русской литературе оно обрело свой символический образ в Москве — городе, который стал эпицентром культурных и социальных потрясений того времени. Этот город становится пространством, где безвременье ощущается особенно остро и становится метафорой утраченного смысла и невозможности реализовать свои духовные стремления.