Вопрос о целомудрии и священном чистоте служителей Церкви всегда был предметом обсуждения и споров между различными христианскими течениями. Католическая и православная традиции имеют свои особенности в отношении этого вопроса.
Одной из главных причин, почему католическим священникам запрещено жениться, является стремление сохранить особую роль и функцию священника в церковной и богослужебной жизни. Католическая Церковь считает, что священник должен полностью отдаться своей службе Господу и обществу, исключив все мирские привязанности. Отсутствие семейных обязательств позволяет священнику достичь высшей степени преданности Церкви и приносить ей полную жертву. Таким образом, священник становится символом христианской жизни, посвященной Богу, и олицетворяет духовный и небесный мир.
Католическая Церковь исходит из традиционного толкования библейских текстов о целомудрии священства. В Евангелии от Марка (Мк 10:29-30) Иисус говорит: «Иисус сказал: истинно говорю вам, нет никого, кто бросил бы дом, или братьев, или сестер, или мать, или отца, или детей, или земли ради Меня и ради Евангелия, чтобы не получить в сто раз более в настоящем времени, — домов, и братьев, и сестер, и матерей, и детей и земли, со гонениями; и в будущем веке — жизни вечной». Из этого текста и других подобных высказываний традиционно делается вывод, что для полного служения Богу необходимо отречься от семьи и общественной жизни вообще.
Православная традиция в отношении священства имеет некоторые особенности. Основным аргументом, по которому православным священникам разрешается вступать в брак и иметь семью, является учение об участии Христа во всех аспектах человеческой жизни. Православная Церковь верит, что священник, будучи человеком, должен иметь возможность испытать и разделить радости и трудности семейной жизни. Таким образом, священник становится символом единства церковной и семейной жизни.
Также следует отметить, что православная традиция придает больше значения общекультурным и национальным факторам. В некоторых народах и традициях вступление в брак и имение семьи считается неотъемлемой частью религиозной и богослужебной службы священника. Это объясняется особыми обстоятельствами и условиями отдельных церквей и народов. Например, в Российской православной церкви служба священника может предполагать проповедническую и миссионерскую деятельность, связанную с работой с мирянами и укреплением приверженности вере и Церкви.
Таким образом, запрет на супружескую жизнь католических священников и разрешение на женитьбу у православных священников является результатом традиций и учений, выработанных разными христианскими церквями. Каждое из этих течений стремится выразить свою веру и понимание роли священства в Божественном предназначении. Независимо от того, какое из учений правильное, важно помнить, что оба подхода наполняют духовную жизнь верующих и играют важную роль в сохранении и развитии церковной традиции.