Суетная суета, окутывающая наше пресущее бытие, порой заставляет нас задуматься над вопросами, которые кажутся нам не совсем обычными и тривиальными. Почему мы не носим вещи умерших людей? Казалось бы, вещи — это вещи, разные шмотки, которые человек осваивает и с которыми он сталкивается на своем жизненном пути. Но почему же, когда наш близкий уходит, мы не берем его вещи, не носим их сами и не передаем их другим? Возможно, ответ оказывается в вопросе самом — что означает быть человеком?
С самого рождения человек сталкивается с собственной смертью. Взрослые говорят детям о конечности жизни, о том, что все люди когда-то умирают и о том, что даже самые дорогие и любимые нам люди когда-то бывают недоступными. Детей страшат их первичное непонимание утраты, стараются дать им малюсенькую долю от мудрости, которую необходимо уяснить в течение жизни — что они сами когда-то умрут и что те, кто был для них значимым, уже не смогут поделиться с ними ничем, что они больше не смогут с ними общаться и разговаривать.
Итак, наша жизнь ограничена временным пластом, который здесь исчезает что-то значимое, а что-то остается навсегда. Мы называем это памятью. Мы любим вспоминать то, что больше не существует истинно — лица, голоса, движения, ситуации, стихи. Исчезать всегда было страшно и непостижимо, но ничто явно не было столь же страшным, как исчезновение, так сильно влияющего на нашу жизнь и наш мыслимый мир. Поэтому самое важное, что мы можем сделать в память о людях, которые уходят, — это вспоминать. Вспоминать их и предаваться своим воспоминаниям.
Идея весить сем пробуждает нечто туманное и отдаленное, словно аккорд, постоянно звучащий в фоновом режиме. Существует много способов сохранить память о прошлом — хранить фотографии, грядущие ритуалы, дарить старым и дорогим людям землю. Почему не носить вещи умершего человека? Вещи неразрывно связаны с человеком, и наше отношение к ним неизбежно запечатлевается на уровне нашего общества.
Простые феномены, часто просто обходят нас, хотя их значение трудно преувеличить. Наблюдая мир, мы до сих пор нерешительное отношение к смертной телу и связанным с ними вещам. Это, безусловно, может быть объяснено историческим контекстом — у нас, в западной культуре, тело и вещи, связанные с ним, зачастую сталкиваются с табу, с содроганием, с содроганием тел. Мы склонны воспринимать их с предрассудками и боимся их.
Такое отношение, хотя и несколько стирающееся в современном мировом обществе, тем не менее, сохраняет свою значимость в наши дни. Мы по прежнему соприкасаемся с вещами, но при этом мы все равно выстраиваем магическую границу между предметами и нашим собственным телом, и когда эта граница оказывается нарушена, это близко к запретному, к грубому нарушению сакральности индивидуальности.
Наши предки, обитавшие на просторах материнской земли, видимо, понимали важность этой границы и с чисткой своей совести (или с гордостью) становились на одну ногу. Этот феномен, хотя в наши дни незначительный, тем не менее может быть объяснен, причем в глубочайших его корнях.
Таким образом, можно заключить, что ношение вещей умершего человека связано с нашими мифологическими представлениями, глубоко вкоренившимися в семении, и относящимися к открытию земного прошлого.
Вещи — это часть нашей жизни. Каждая вещь, нашей любимой, значимой, памятной, уникальной, оборачивается в нашу жизнь, и мы воспринимаем ее со всей серьезностью. Она напоминает нам о чем-то важном, о чем-то дорогом. И когда наш дорогой близкий выходит из жизни, оставляя после себя свои вещи, они уносят с собой прочные нити, связывающие нас со своим прошлым.
Понимая все это, мы должны также понять и уважить культурные, религиозные и этические нормы, которые закрепляются нами, людьми, и определяют наши отношения с окружающими вещами. Мы не берем тела умерших с собой, потому что они оставались за нами и были важны именно там, где они оставались. Однако память о них сохраняется и продолжает существовать со всем своим значимым и трагическим смыслом.
Этот мир ориентирован на нас. В нем мы воплощаем свои мечты, строим свое будущее и реализуем свои желания. Так почему бы нам не воспользоваться этим головокружительным путешествием и не оставить память о наших укрощенных душах и впечатлениях в этом мире?
Нам не следует быть эгоистическими или жестокими, сохраняя вещи умершего человека для себя. Мы можем использовать эти вещи для создания памятных мест или для передачи их новым поколениям. Это будет надежным способом сохранить частичку истории и оставить следы нашего времени и труда для будущих поколений.
Носить вещи умершего человека — это способ сохранить их память живой и близкой. Мы бережно храним их в наших гардеробах и использовать их, чтобы они нам с особой лаской, несут в себе их душу и незабываемые моменты, которые символически продолжают вести нас и наше путешествие сквозь жизнь. Это наш способ включить их в нашу собственную историю и сохранить их душу и память всегда рядом с нами.