Вопрос о том, почему Тольяттинский автозавод выпускает автомобили под маркой ВАЗ, а не ТАЗ, является одним из ключевых в истории отечественного автопрома. Для того чтобы ответить на него, необходимо вернуться во времена Советского Союза и рассмотреть исторический контекст.
В начале 1960-х годов, когда появились первые идеи о создании массового автомобиля в СССР, встал вопрос о его марке и названии. В то время в СССР росли потребности населения в автомобилях, поэтому правительство приняло решение о создании автомобильного завода в Тольятти. Решение было принято на основании соглашения с итальянской компанией FIAT, которая согласилась помочь с организацией производства автомобилей в СССР.
Итальянцы внесли свой вклад в создание и организацию производства автомобилей. По их рекомендации было принято решение о создании автомобиля на базе модели FIAT 124. Однако, согласно соглашению, автомобили, производимые на тольяттинском заводе, должны были иметь свою марку. Именно тогда было принято решение использовать аббревиатуру «ВАЗ» – Волжский автомобильный завод.
Но почему же была выбрана аббревиатура «ВАЗ», а не «ТАЗ»? В этом решении есть несколько причин. Во-первых, использование аббревиатуры «ТАЗ» было бы неправильным, так как обозначала бы не «Тольяттийский автозавод», а «Таганрогский автозавод». Во-вторых, название «ТАЗ» уже было зарегистрировано в 1961 году для другого предприятия, которое занималось производством спецтехники.
Таким образом, выбор названия «ВАЗ» был логичным и обусловлен соглашением с итальянской компанией, а также наличием уже зарегистрированного названия «ТАЗ» для другого предприятия. Кроме того, использование марки ВАЗ давало возможность четко идентифицировать автомобили, производимые на тольяттинском заводе.
Первый автомобиль, выпущенный Тольяттинским автозаводом под маркой ВАЗ, стал моделью ВАЗ-2101 (жаргонное название – «копейка»). Он был создан на базе модели FIAT 124 и запущен в серийное производство в 1970 году. Успешный старт этого автомобиля стал началом массового производства автомобилей в СССР. ВАЗ-2101 был практичным, надежным и относительно доступным для большинства граждан СССР. Его введение в производство привлекло международное внимание и стало отправной точкой для развития отечественной автомобильной промышленности.
ВАЗ-2101, а затем и последующие модели ВАЗ, стали широко известными не только в Советском Союзе, но и за его пределами. Они были экспортированы во множество стран, что дало существенный импульс развитию экономики и торговли страны. На протяжении многих лет автомобили ВАЗ были символом советской автомобильной индустрии.
Следует отметить, что в последующие годы и десятилетия Тольяттинский автозавод выпускал множество моделей под маркой ВАЗ, каждая из которых имела свою отдельную цифровую маркировку (например, ВАЗ-2106, ВАЗ-2110 и т.д.). Все они были разработаны на базе итальянских моделей, с небольшими модификациями с учетом российских реалий.
Сегодня ВАЗ является крупнейшим производителем автомобилей в России, а модели ВАЗ выгодно воспринимаются на внутреннем и внешнем рынке. ВАЗ-2107, ВАЗ-2109, ВАЗ-2114 и другие модели становятся все более современными по своей конструкции и техническим характеристикам.
Таким образом, выбор марки ВАЗ, а не ТАЗ, сделал Тольяттинский автозавод в 1960-х годах, оказался правильным и успешным решением. Именно под этой маркой завод выпускает автомобили, которые стали частью истории отечественной и мировой автомобильной промышленности.