В картах игральных колод, будь это игральные карты, коллекционные карты или колоды для магии, каждая карта имеет две стороны: переднюю и обратную. Обратную сторону обычно называют рубашкой. Но откуда пошло это название и почему именно рубашка?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно окунуться в историю и происхождение игральных карт. Игральные карты как различные картинки на картах существуют уже множество веков, и их происхождение уходит в глубину времен и разных культур.
Сейчас самые распространенные игральные карты напоминают стандартную колоду разных мастей и достоинств, но такие колоды не всегда использовались. В разных странах мира существуют и существовали разное типы карт, которые варьировались по количеству мастей, достоинств и оформлению.
Первые игральные карты возникли в Китае в IX веке, и их создание уходит в глубину истории. Они представляли собой тонкие кости, проколотые и раскрашенные. Эти карты носили название «лекарственные кости» и использовались в древней Чине для гадания и развлечения.
Позже игральные карты попали в Индию, где они начали делать из бамбука или слоновой кости, а каждая карта была росписью. Впервые появились различные масти на карт, и игральные карты с каждым десятилетием становились все популярнее.
От Индии игральные карты распространились на Ближний Восток, оттуда они добрались до Египта и древних греков. В античном мире тоже были игральные карты, но они часто были более простыми, несмотря на сложные узоры и рисунки.
В Средние века игральные карты стали популярными в Европе. Они играли большую роль в развитии игр и развлечений того времени. В разных странах Европы были разные колоды карт, отличающиеся по количеству мастей, достоинств и дизайну. Однако, в то время обратные стороны карт не обязательно были украшены рубашками.
В Средние века карты уже стали делать с двойным изображением, и на обратной стороне оформление чаще всего было рубашкой, покрытой узором или гравюрой. Существует несколько версий того, откуда пошло название «рубашка» для обратной стороны карт.
Одна из версий связана с аналогией между картами и одеждой. Карточная колода вместе со своими 52 картами может рассматриваться как аналог стандартной гардеробной коллекции. В колоде 52 карты, как и в гардеробе человека, имеются разнообразные комбинации и варианты, которые можно использовать в разных обстоятельствах. Также, как в гардеробе, где всегда есть различные модели одежды, карты имеют различные масти и достоинства.
Еще одна версия связана с историческими фактами. В Средние века на одежде часто были изображены узоры и прошивки, а длинные рукава или манжеты могли закрывать руки. Для декоративности материалы были перекружеваны на лицевую сторону, создавая узоры и дизайны на тканях. Карты с изображением этих узоров на обратной стороне могли ассоциироваться с рубашкой или декоративной одеждой, которая также носила название «рубашка». Таким образом, обвитая рубашка этих карт может быть аналогией стилизованных узоров на обратной стороне.
Возможно, это название произошло от французского слова «chemise», которое означает рубашку на русском языке. Французское влияние на игральные карты и их именование было значительным, так как Франция играла важную роль в их распространении и развитии в Европе.
Так или иначе, название «рубашка» для обратной стороны карт стало общепринятым и устоялось на протяжении веков. Оно стало частью игровой терминологии и служит идентификацией карт без их личностей — достоинств и мастей. Многочисленные игры, трюки и фокусы с картами напрямую связаны с их обратной стороной, и название «рубашка» удобно для описания этих действий.
Таким образом, название «рубашка» для оборотной стороны карт объясняется историческими и культурными влияниями, связанными с развитием игральных карт. Это название стало общепринятым и прочно вошло в игровую терминологию. Хотя его происхождение нельзя точно установить и оно имеет несколько вероятных объяснений, но само название «рубашка» стало обозначением для обратной стороны карт и сохраняется по сей день.