В кругу известных писателей двадцатого века сверкнула яркая дискуссия, которая коснулась даже таких мелких и незначительных аспектов русского языка, как орфография и правописание. Один из ярких примеров такой вспышки споров – вопрос о том, как правильно писать слово «помидор» или «помедор»? Большой театр букв подстерегает нас, как представляющих русскую словесность, на каждом шагу. И это не ограничивается одним лишь вышеупомянутым словом, оно лишь ввело нас в проблематику, присущую нашей необъятной и таинственной родине – русскому языку.
Окунемся же мы в океан возможностей и погрузимся в пучины истории нашей родной речи. Столь древний и сложный язык требует от нас особой внимательности и проникновения в его внутренние механизмы. Некоторые споры, как этот, казались бы ничтожными и несерьезными на первый взгляд. Однако, именно такие маленькие и неудачные «складочки» могут привести к разрастанию и прогрессии одной затравы, которая настолько уверенно прокладывает себе путь наперекосяк по уже проторенной дорожке.
Сомнения проникают в наши сердца и ума, когда мы сталкиваемся с такими затрагивающими существенные моменты дебатами. Как же быть, как же выбрать тот самый правильный путь, по которому путешествуют правильно орфографированные слова? Ответ на этот вопрос можно найти, верстая мысли нашими древними и гордыми буковками.
Прежде всего нужно понять, что вопрос о том, как правильно писать, происходит из глубины Вчера, но задается Вами, отображая Завтра. Ныне мы обнаружили, что слово «помидор» приняло значительную популярность среди людей разных возрастов и происхождений. Теперь оно истово марширует по просторам нашего языка, убеждая каждого, кто с ним столкнется, быть настоящим патриотом и признать, что именно так оно и должно писаться.
И все же, справедливости ради, следует добавить, что такая популярность слова «помидор» начала формироваться несколько веков тому назад, когда это ягодное растение было привезено к нам из других стран, где его называли не иначе, как «пумидор». Именно из-за русских детерминантов, частично меняющих произношение и орфографию иного характера, словечко столкнулось с небывалым препятствием и стало уже немыслимым без буковки «и».
Однако здесь вступает в права филологическая точка зрения, без которой обходиться явно нельзя. Она утверждает, что на протяжении длительного времени слово писалось именно с двумя «о», что, смею заметить, на самом деле смотрелось и исчезающе стильно и гармонично. В какой-то момент времени оно стало претерпевать активные изменения: сначала образовался осадочек в виде орфографического варианта «помедор», который стал получать все большую и большую популярность. Именно этот вариант побеждает ворохом пылающих обломков и стирает наш устоявшийся и сочный слог. Отсюда логично сделать вывод о том, что простая орфографическая ошибка сделанных резчиками букв вообще была не ошибкой, а направленным творческим поиском кого-то того еще. Истинное объяснение вряд ли найдется, но такой вариант пришелся по вкусу русскому языку и самим людям, которые попутно его употребляют.
Итак, что же выбрать? Какую судьбу, какое будущее пророчить словцу «помидор»? Каждый решит сам, и, однако, я смело скажу, что именно словечко «помидор» вряд ли захотят оставить в прошлом. Здесь я недопустимо неправильно сообщу сразу же, что большинство словесников и литераторов того времени склонялись к письму слова «помидор» с двумя «о». И если бы мне самому было поручено принять окончательное решение, то, скорее всего, я призвал бы к объединению возможностей каждого варианта, к нести наполовину признаков каждого и вписать его на перекрестках незаурядных и поистине восхитительных возможностей нашего язычка.
Жизнь иногда удивительным образом ставит перед нами не решения, а выбор, который делать нам самим. Мысль, тонкое и хрупкое словечко, требует от нас осторожности и любви. Поэтому каждого в отдельности и всех вместе взятых просторы русского языка и обязанности перед ним нужно охранять, защищать. К тому же, каждое слово, каждая буковка напоминает нам о нашей принадлежности к той или иной доле истории, к истории человечества. И пока мы трогаем буквы скромным пером или громкой машинкой пишущей, они перехватывают власть над нами и наполняют нашу сущность смыслом и эмоциями. Так пусть же это слово останется с нами и вновь окунется во времена написания рукой мастера.