После окончания 9 класса российской школы ученик получает свидетельство об окончании этапа своего образования. Итак, задача моей эссе-рубрики сегодня состоит в том, чтобы проанализировать смысл и необходимость этого документа.
Перед тем, как начать обсуждать целесообразность выдачи свидетельства об окончании 9 класса, стоит посмотреть на истоки данной практики. В советское время свидетельство об окончании начальной школы, а позднее средней школы, было не просто документом, подтверждавшим получение основного образования, но и своеобразным билетом в будущее. Ведь получив свидетельство об окончании, выпускники школ становились допускаемыми к поступлению в профессиональные учебные заведения, колледжи и институты. Таким образом, свидетельство об окончании 9 класса можно рассматривать как первый шаг на пути продолжения образования и профессиональной карьеры.
Однако с течением времени, совместно с изменением системы образования, функции свидетельства об окончании 9 класса стали меняться, угасать или дублироваться более передовыми и эффективными документами. В настоящее время в России выпускники школ предоставляют аттестаты о среднем (полном) образовании, которые являются подтверждением получения среднего общего образования. Сфера применения таких аттестатов гораздо шире, чем у свидетельств о неполном среднем образовании (выдаваемые после 9 класса), поэтому аргумент о необходимости иметь свидетельство об окончании начальной школы в контексте продолжения образования сегодня звучит слабо.
Если отказаться от исторической традиции, то можно заметить, что свидетельство об окончании 9 класса также имеет определенное практическое значение в жизни выпускников школы. Во-первых, оно может использоваться при поступлении в профессиональные учебные заведения, которые не требуют полноценное среднее образование, но требуют подтверждение прохождения начального этапа обучения. Во-вторых, свидетельство об окончании 9 класса может играть роль подтверждения посещения школы для различных административных, социальных и трудовых целей. Это может быть важно для тех, кто покидает школу до окончания полного среднего образования или не планирует продолжать образование в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Вместе с тем, стоит отметить, что свидетельство об окончании 9 класса, по сравнению с аттестатом о среднем (полном) образовании, имеет меньшую информационную ценность. Аттестат о среднем (полном) образовании подразумевает получение солидного объема знаний и компетенций, а также подготовку к дальнейшему обучению или трудовой деятельности. Свидетельство же об окончании 9 класса говорит о неполном окончании школы, о досрочном прекращении основного образования. И хоть оно может быть ценным и полезным для некоторых выпускников школы, оно не является полноценным документом об образовании, на основе которого можно получить высшее образование или специальность.
Таким образом, основной аргумент в фавор свидетельства об окончании 9 класса — это его практическая значимость для тех, кто не планирует продолжать образование после получения основного общего образования. Оно позволяет учащимся официально подтвердить, что они посещали образовательное учреждение и прошли первый этап образования. Однако, с развитием образовательной системы и внедрением аттестата о среднем (полном) образовании, свидетельство об окончании 9 класса все более утрачивает свое значение и становится менее релевантным.
Таким образом, вопрос о целесообразности выдачи свидетельства об окончании 9 класса остается открытым. Возможно, следует разработать новый подход к выдаче и использованию данных документов, чтобы они не потеряли свою актуальность и полезность в современном образовательном контексте. Однако, в настоящем учебном деле, наличие свидетельства об окончании 9 класса по-прежнему важно и имеет определенное значение для выпускников школ.