Слова «пререкаться» и «прирекаться» – две формы одного глагола «рекаться», который происходит от древнерусского «рыкатися». Раньше он имел больше значений, однако последние столетия глагол распался на два значения – «пререкаться» и «прирекаться«.
Слово «пререкаться» означает спорить, отстаивать свою точку зрения, соперничать в чем-либо. Это слово встречается в научной литературе, политических дебатах, аргументациях. В этом слове есть яркое звучание, активное движение, противоположные силы.
С другой стороны, слово «прирекаться» означает предначертанность, обреченность. Оно употребляется в более философском и романтическом контексте. Слово звучит смягченно, создавая образ скорбной судьбы, неизбежности.
Распад глагола «рекаться» на две формы подтверждает различие значений и подчеркивает две основные концепции, которые встречаются во многих аспектах жизни.
Основное различие между двумя формами этого глагола – это спор или соперничество против предопределения или судьбы. Одно олицетворяет активное участие в изменении своей судьбы, а другое – принятие ее как неизбежности.
Можно вспомнить великих писателей 20 века, которые использовали одну из этих форм глагола в своих произведениях. Например, в одной из пьес Шекспира «Гамлет» главный герой, в своем внутреннем монологе, говорит:
«Пребусть в своем разуме дорогу преграждает так нелепость,
О, то, что была причиной многих страданий,
Пререкается с повелением несправедливым
Смерти, и что подавляя скорбь
Нам дают подчас настойчивою жизнь
Нелепо, иль до безумия пригоняет»
Шекспир использует форму «пререкаться» исключительно в смысле противостояния, спора, противодействия судьбе. Гамлет ссорится со своим разумом, с тем, что он должен убить Клавдия ради отца. Он предпринимает действия, активно меняющие его судьбу и судьбу Дании.
С другой стороны, в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова есть употребление слова «прирекаться» в смысле предопределенности и судьбы. В начале романа Мастер обдумывает свою судьбу и говорит:
«Надо мной нависли наперекор моим намерениям роковые обстоятельства…
Надо мной взял верх злой гений»
Мастер смиряется с идеей своей обреченности, судьбы, и не пытается менять что-либо, он принимает все как данность и пытается найти смысл в своем страдании.
Таким образом, зависит от контекста использования глагола «рекаться», какую из форм использовать. При использовании в научном или политическом контексте, где спор и соперничество важны, лучше выбрать форму «пререкаться«. С другой стороны, если нужно выразить некую неизбежность, предопределенность или философское восприятие мира, то лучше выбрать форму «прирекаться«.
В идеале, это искусство писателя, чтобы выбрать наиболее подходящую форму для передачи своих мыслей и идей. Иногда одно и то же слово с разной формой может существенно изменить смысл предложения или контекст произведения. Богатство русского языка дает возможность писателям использовать слова с различными оттенками, чтобы точнее выразить свои мысли.
Главное, что нужно помнить, что оба варианта – «пререкаться» и «прирекаться» – имеют свое место и смысл в русском языке. Неверно считать одну форму устаревшей или ошибочной, так как они присутствуют и живут в русской литературе сотни лет. Использование верного варианта зависит только от контекста и индивидуальных предпочтений писателя.
В завершение можно сказать, что разница между «пререкаться» и «прирекаться» посредством этого ассоциирования сражения и приреченности в писательстве 20 века ярко обозначается, и элемент автора выражается с помощью выбора между этими двумя формами глагола «рекаться».