Пафос рассказа Зощенко «История болезни» направлен против самой цивилизации и общества начала 20 века. В этом произведении автор описывает не только физическую болезнь главного героя, но и его духовное состояние, его отчаяние, разочарование и отчуждение от окружающего мира. Рассказ ярко выражает негативное отношение автора к обществу, его нравам и ценностям.
С самого начала рассказа чувствуется напряженность и тревога главного героя. Он описывает свою болезнь как нечто неотъемлемое и неизлечимое, что стало частью его жизни. Однако, читатель понимает, что эта болезнь не только физическая, но и духовная. Ее причиной стала абсурдность и безысходность жизни героя в современном обществе.
Весь рассказ пронизан критикой по отношению к обществу и его ценностям. Зощенко остро осуждает бездушность, клиническую бюрократию и притязательность российской интеллигенции. Как писатель-сатирик, он подмечает и раскрывает самые глубокие и пугающие аспекты общества того времени. Он описывает, как медицина стала инструментом опеки и контроля над людьми, как человек стал объектом манипуляций докторов и специалистов. В рассказе мы видим трансформацию героя в один из многих пациентов больницы, лишенных свободы и самостоятельности.
Однако, самая яркая критика Зощенко направлена на самих героев рассказа. Они представлены им как нервные, эгоистичные и эгоцентричные люди, представители общества, потерявшие свою гуманность и социальную ответственность. В их глазах герой остается чужим, неважным и не интересующим объектом. Читатель понимает, что именно это безразличие и отчуждение со стороны общества становятся главной причиной угнетения и одиночества героя.
Кроме того, Зощенко критикует также и научный и медицинский подход к проблеме болезни и заболевания. Он описывает савантов-ученых, которые видят только симптомы и физические проявления болезни, но не обращают внимания на душевное состояние героя. Это еще одна иллюстрация механичности и деформированности общества того времени. Ведь человек – это живой организм, душевное и физическое здоровье которого взаимосвязаны.
Таким образом, пафос рассказа Зощенко «История болезни» направлен против самой современной цивилизации и общества начала 20 века. Автор остро критикует бездушность, безразличие, нравственный упадок и коммерциализацию общества. Он осуждает механичность и деформированность отношений между людьми. В своем рассказе Зощенко показывает, что самые страшные болезни разрушают человека изнутри – угнетают его, лишают его самостоятельности и свободы. Болезнь героя становится символом его отчуждения от общества и безысходности существования. История «болезни» перестает быть историей одного конкретного героя, а становится аллегорией собственных страхов, проблем и недостатков общества того времени.