Речевая избыточность и речевая недостаточность — это два противоположных явления, характерные для человеческой речи. Они проявляются в разной степени выраженности и имеют свои особенности, но оба вносят определенный эффект в коммуникацию между людьми.
Речевая избыточность включает в себя использование излишнего количество слов или информации для передачи сообщения. Это может быть вызвано различными факторами, такими как нервозность, неуверенность или желание быть более убедительным. Однако, такое избыточное использование слов может стать препятствием для понимания сообщения и привести к раздражению у слушателя.
Примером избыточности может быть неправильное использование повторений или каламбуры. Например, «Он был очень, очень высоким, выше всех, как высокая гора, не на виду, но в сердце«. В этом примере повторение слов «очень» и «высоким» создает эффект избыточности и не прибавляет новых значений или смысла к предложению.
Также, использование синонимов в избышке может вести к избыточности. Например, «Она была красива, чарующа, раскрывала свою прелестную природу перед моими очами, маня людей своим обаянием и шармом«. Здесь синонимы «красива«, «чарующа«, «прелестная» и «обаяние» повторяются несколько раз, делая предложение громоздким и трудночитаемым.
Однако, речевая недостаточность включает в себя недостаток информации или слов, необходимых для полной передачи идеи или мысли. Это может быть вызвано недостатком знаний, ленью или неумением ясно и точно выразить свои мысли. Результатом такой недостаточности может быть непонимание или недоумение со стороны получателя сообщения.
Примером речевой недостаточности может быть использование слишком краткой и неинформативной формы выражения. Например, «Не нравится«. Данное выражение недостаточно конкретно и не даёт ясного представления о том, что именно не нравится.
Также, использование неясных или недостаточно развёрнутых аргументов может быть примером речевой недостаточности. Например, «Эта идея плоха«. В этом предложении не разъясняется, почему предлагаемая идея является плохой и на основании каких аргументов делается такой вывод.
Оба явления — речевая избыточность и речевая недостаточность — являются нежелательными в речи, так как они могут препятствовать эффективной коммуникации. Идеальным состоянием является умение использовать достаточное количество слов, чтобы передать идею так, чтобы она была понятной и убедительной для слушателя.
Для обучения и развития навыка эффективной коммуникации можно использовать различные техники. Например, можно учиться выстраивать логическую структуру каждого сообщения, чтобы быть более последовательным и убедительным. Также можно учиться выбирать подходящие слова и фразы для передачи информации, чтобы избегать избыточности или недостатка. Важно также быть внимательным к реакции и восприятию слушателя, чтобы адаптировать свою речь и быть более эффективным в общении с ними.
В заключении, речевая избыточность и речевая недостаточность — это противоположные явления, которые могут возникать в коммуникации между людьми. Избыточность может привести к трудночитаемости и раздражению, а недостаточность — к непониманию и недоумению. Однако, с помощью тренировки и развития навыка коммуникации можно достичь более эффективного и убедительного воздействия на слушателя.