Русский язык. Какое утверждение о стихотворении Д. Хармса верное?
Русский язык — это не только средство общения, но и национальное богатство, которое порождает не только классическую литературу, но и экспериментальные формы искусства. Одним из ярких представителей такого экспериментального направления в литературе 20 века можно назвать Даниила Хармса.
Даниил Хармс — это одно из псевдонимов Юрия Яновского — русского писателя и поэта, одного из основателей и участников литературного движения «ОБЭРИУ» (Объединение реалистического искусства). Хармс является представителем абсурда и сюрреализма в русской литературе. Его стихотворения отличаются непредсказуемостью, игрой слов и ироническим подходом к языку.
Одним из понятных и верных утверждений о стихотворении Д. Хармса является то, что его поэтические тексты отличаются от классической формы стихотворения. Хармс не придерживался строгих метрических и стихотворных схем, а написал свои стихи в свободной форме.
Во многих стихотворениях Хармса можно увидеть отсутствие строгой ритмики, рифмы и метра. Например, в стихотворении «Нам двадцать пять лет»:
Нам двадцать пять лет
но память, как у пятилетнего ребенка.
А ведь в детстве, после лет семи,
память как у сорока пятилетнего.
А ведь я помню все.
Я помню, в четвертом году войны,
как я по снегу в теперь наскоро
сшитом кителе
бежал по страшной улице.
В невидимых часах отряд
голубые глаза поджигал.
А теперь четвертый год голубыми запасами
мертвой хворой.
Исторический народ состоит из неисторических
людей.
Как замечательно! Как замечательно!.
Нам двадцать пять лет
но радость, как у пятилетнего ребенка.
А ведь раньше, вследствие слабого зрения,
все документы я видел дважды.
Затем, вследствие слабого зрения,
я перестал видеть документы вообще.
А сейчас я знаю, что возрастное
слабое зрение — конец всего.
В этом стихотворении можно заметить, что нет строго заданного ритма и метрики. Стихи больше напоминают прозу, только с разделением на строки. Отсутствие строгих формальных ограничений позволяет Хармсу свободно играть с языком и выразительными средствами, создавая своеобразную атмосферу и настроение.
Кроме того, утверждение о том, что Хармс играет с языком и использует иронию, также является верным. В его стихотворениях часто встречаются неожиданные и несовместимые комбинации слов и образов. Вот пример из стихотворения «Письмо куда-то»:
Письмо куда-то
Вот живу я в доме
Ветхом.
Не кричите
Капитан Пандык.
Еще пока не вечер.
Предки педикюрщицы
Пивко типойеепортмейстерского рода
Мы такие уж
да.
Иногда эта игра слов и ирония приводят к комическим и несообразным ситуациям, создавая своеобразную эстетику абсурда и сюрреализма.
Таким образом, стихотворения Д. Хармса являются свободными от формальных ограничений, отличаются от классической формы стихотворения и имеют своеобразную атмосферу и настроение. Используя язык и слова, Хармс играет с ними, создавая эффекты и иронию. Его стихотворения уникальны и показывают экспериментальный подход к русскому языку и литературе.