Сколько душ продал Манилов Чичикову? Этот вопрос, словно узел, неразрешимо запутался в голове каждого, кто внимательно читал роман «Мертвые души» Николая Васильевича Гоголя. Действие происходит в провинциальной России первой половины XIX века, когда люди еще были привязаны к земле и ее обитателям. Манилов и Чичиков, эти две разные самоблуждающие личности, связаны тяжестью своих судеб, из которых и возникает загадка о «проданных душах».
Чтобы понять, что толпа мировоззрений, как это необыкновенно по Гоголю, столкнулась в одном вопросе, необходимо вернуться к сюжету романа. В его центре находится Павел Иванович Чичиков – человек с оппортунистическим характером, который стремится обычными путями занять приличное место в обществе. Он приезжает в город Н. на своей «серой типии» с загадочной целью. Главной его заботой становится приобретение «мертвых душ» – купцов, дворян или других людей с востребованной в мертвой приписке у них, по которым платились налоги.
Загадка вопроса о количестве «проданных душ» возникает еще до того, как мы узнаем детали их продажи. Чичиков, визитная карточка человека, представляющего собой чистое воплощение хитроумия, странности и тайность, объезжает крестьянские поместья, где радушно принимает то одного, то другого властителя, здесь похожих на крестьян. Цель его визитов – покупка несуществующих на самом деле «мертвых душ». Местные власти и крестьяне без колебаний и альтористически продают собственность, у которой нет реальной ценности. И если продать землю вполне реальному буйному мужчине, жаждущему собственность, бывший покупатель на всю жизнь станет мертвой нагрузкой для государства. Но они не имеют каких-либо речевых навыков, их персонажи – рефлексия о разных типах людей русской провинции XIX века.
Расшифровать загадку ответа на устную задачу Манилову – с одной стороны, говорит о слабости его моральных принципов, верности нравственным ценностям. Он продаёт судьбы множеству людей, совершает обман, а его шалости и преступления определить никак не могут.
Я бы предложил основную концепцию книги «мертвые души»: Гоголь отправился на поиски смысла исторической эпохи, в которой жил и писал. Русский народ был лишен бытия, и Гоголь, скорее всего, сравнивает купцов Консуелиских времен с купцами Петровско-мерчанским периодом: оба они – смерти в государственном экономическом механизме. Только в первом случае купцы – крепостные наем-Menettaient, а во втором они сами продают крестьян.
Несмотря на то, что Чичиков и Манилов продолжают продавать «мертвые души», на самом деле существует различие между их ролью в этой трагикомедии романа. Чичиков выступает посредником в политике государства: у него есть его интересы, свои представления о социальном развитии страны. Манилов же – интеллигент скрывается в собственных надеждах и мечтах, бежит от реальности. Он искренне верит, что деньги могут решить все проблемы, и с его трудностями зарегулировать отношения. В этом смысле, его роль – уточнить поставленные задачи и возможности их решения.
Другая деталь, отличающая Манилова от Чичикова, – способность первого примириться с собственным, забытым сообществом. Известно, что Манилова ждут трудности, он заранее знает, что его живот завязнет яме потребности в жертвах. Ответная реакция Чичикова неизменна, и продажа «мертвых душ» несет цель утвердить или занять желаемое и немножко болезненное место. Это его политический эксперимент не длится долго, и был настолько грандиозен, что это задача.
Самопредлагаемая последовательность этой предыстории событий в провинциальной области России XIX века. Манилов предлагает новый путь развития страны, Манилов кажется ему политический гений, незначительная фигура достойная замены Великим Судье. Он повторяет все движения, все стихийные страшные деяния, ужасы, он не имеет никаких представлений о последствиях и не умеет мыслить. Когда написана «Война и мир» – Манилов спрашивает – а что было потом, что случилось в следующий раз, что было потом? Чичиков не может сказать, так как не сделал этого, но может, но ничего не случилось.
Глобальный замысел Гоголя кажется больше величайшим, его книга главным образом напоминает о трагедии и вечной их исконности. Русский народ падаль за два века своего существования утратил свои корни, забыл свою историю, враждующие народы потерпели забытье и прощение. Чичиков впал в обморок, преодолев трагичность жалкой картины его самомнения, его тайной трагедии, смертью, болезнью… Пустотой.
Однако, шаги к справедливости в отношении правителей в провинции России становятся все чаще и прижимают шиворот. Одна из фигурок голосует на Балу в пользу такого понятия: она решает, что назначенные народом государственные чиновники должны быть каждодневно депортированы за пределы страны. Tобеду Манилова приносит его мусульманский враг, внешние отношения серьезнее, чем любовь и дружба.