В романе «Герой нашего времени» Лермонтова наблюдается интересный повествовательный прием, который дает возможность видеть события глазами разных рассказчиков. Таким образом, можно сказать, что в романе присутствует несколько рассказчиков.
Первый рассказчик, который появляется в романе, — это собственно автор, Михаил Лермонтов. Он является своего рода наставником и обозначает основные идеи и концепции романа. Лермонтов вводит читателя в сюжет и представляет главного героя, Григория Печорина.
Второй рассказчик — сам Печорин. Роман состоит из пяти повестей, каждая из которых рассказывается Григорием Печориным самим. Он описывает свои приключения, свои чувства, свои мысли. Печорин становится своего рода автором своей жизни, он позволяет читателю узнать об истинной сути своей личности и понять, почему он такой, какой он есть.
Третий рассказчик — Максим Максимыч Графов. Он является другом Печорина и рассказывает о своих встречах с ним. Графов видит Печорина со стороны и пытается истолковать его поступки и поведение. Его рассказы основаны на его личном опыте и наблюдениях. Он видит Печорина, какой он есть на самом деле, и пытается понять его мотивы и движущие силы.
Четвертый рассказчик — Вера. Она молодая и невинная девушка, влюбленная в Печорина. Вера рассказывает о своей любви и страданиях, связанных с отношениями с Печориным. Ее рассказ представляет собой уникальный взгляд на события и позволяет прозреть внутренний мир Печорина через глаза влюбленной девушки.
Пятый рассказчик — Андрей Петрович. Он старший офицер и друг Печорина. Он вспоминает о своих встречах с Печориным и рассказывает о них другому герою, Сергею. Рассказы Андрея Петровича позволяют увидеть Печорина со стороны «друга», который заботится о нем и пытается понять его поступки.
Таким образом, можно сказать, что роман «Герой нашего времени» Лермонтова имеет несколько рассказчиков. Каждый из них предлагает свой уникальный взгляд на события и вносит свою частицу в общую картину. Использование разных рассказчиков позволяет показать разные стороны героев, их мысли и чувства, а также создает более полное представление о мире романа. Этот прием делает роман живым и динамичным, позволяет читателю наслаждаться сложностью сюжета и глубиной персонажей.